Ежегодная выставка искусств Арт Мир 2024 в Нижнем новгороде

Уже во второй раз наша галерея принимает участие в грандиозной ярмарке искусств "Арт Мир" в Нижнем Новгороде!

В 2024 году ярмарка пройдет с 27 января по 4 февраля 2024, где мы представим вниманию посетителей выставки проект "Планета добряков".

Арт галерея Диас открыла новую планету.
ВИТАЛИЙ НИТОЧКИН, АНДРЕЙ ТЕН, БОРИС ИВАНОВ И АЛЕКСАНДР ИМЕДЕЕВ:
Как «Планета добряков» возвращает Планете Земля  ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

Аннотация:
Современный мир исключительно жесток. К счастью, изобразительное искусство по-прежнему способно привнести в нашу жизнь немало позитивных эмоций. Одним из наиболее ярких примеров такого творчества является деятельность «Планета добряков» – неформального союза четырёх мастеров, образованного по инициативе иркутской арт-галереи Dias и самобытно отстаивающего незабвенные гуманистические идеалы.
Ключевые слова: Виталий Ниточкин, Андрей Тен, Борис Иванов, Александр Имедеев, Добрый квартет.

Повседневность невозможно представить без стресса и агрессии. По мере того, как конфликты всё активнее захватывают информационное пространство, неизбежно возникает потребность в спокойствии и уюте. Стараясь удовлетворить данный запрос, созданный при активной поддержке иркутского частного музея Dias «Планета добряков» предлагает зрителю альтернативную реальность, совершенно лишённую страхов и тревог.
Схожие элементы душевной открытости одинаково прослеживаются на полотнах сатирика Бориса Иванова, лирика Виталия Ниточкина, сказочника Андрея Тена и философа Александра Имедеева. Всех их объединяет безудержное стремление к формированию собственной параллельной реальности, в рамках которой «детские» грёзы органично соприкасаются со «взрослым» бытом. Каждый из четырёх авторов тяготеет к стилизации и упрощению. Основными героями при этом выступают либо нарочито милые звери, либо карикатурные, но глубоко харизматичные человечки. Каждый может узнать в них себя. Как и настоящие люди, они трудятся и отдыхают, ссорятся и мирятся, теряют и находят. Всюду виден особый шарм, достигаемый за счёт лубочной композиции и расслабленной пластики.  
Выбор котят или крольчат не случаен: уже многие тысячелетия они традиционно воспринимаются как нечто безобидное. Пушистые непоседы – главные проводники в царство эфемерных грёз и основные жители новой планеты. Кроме того, многие картины «Планеты добряков» зачастую состоят из лёгких и плавных форм. С точки зрения базовых законов инстинктивной психологии, тенденция к смягчению делает полотна более привлекательными [1]. Чем меньше визуальных препятствий встречает глаз смотрящего, тем комфортнее кажется всё произведение. Напрочь лишая изображения любых угловатых элементов, четверо мастеров успешно достигают атмосферы раскованности и уюта.
Не получится без улыбки смотреть на такие работы Бориса Иванова, как «Вечер» (Х.М. 50 х 60), «День рождения» (Рис. 1) и «Рыбаки» (Рис. 2). Кукольный комизм художника имеет много общего с пародийными и фантасмагорическими образами Питера Брейгеля, чей «проницательный взгляд глубоко вник в саму сущность человеческой природы»[2]. Подобно средневековому живописцу, Борис Иванов совмещает «реальные сцены с гротескными подтекстами» [3]. Иронически обыгрывая наши достоинства и недостатки, автор превращает холсты в подобие сферического зеркала. Нестандартный юмор и злободневные намёки посредством коренастых семей – явный оммаж к фламандскому коллеге из XIV столетия. Не случайно цикл «Планета толстяков» перекликается со «Страной лентяев», написанной в Антверпене между 1567 и 1568 годами. Культивируя естественность, «художник не наделяет своих персонажей благородными ликами и не стремится подогнать действительность под какие-либо возвышенные идеалы» [4]. Басни и афоризмы подаются без прикрас. Всё это позволяет не только принять себя, но также натолкнуться на кладезь новых смыслов.
Виталий Ниточкин – ещё один пример того, как сны внезапно становятся явью. За прошедшие годы классик отечественного сюрреализма создал десятки шедевров, поднимающих вечные вопросы искренности – не только с окружающими, но и самим собой. Самыми показательными в данном контексте являются такие полотна, как «Хранитель снов» (Х.М. 85 х 75), «На память» (Х.М. 85 х 75), «Колыбельная» (Х.М. 70 х 65) и Нежность (Рис. 3). Ласковые кролики выступают в качестве наиболее удачного олицетворения любви и заботы: того, в чём человечество нуждается как никогда прежде.
Немало внимания уделено теме сострадания и милосердия в творчестве Андрея Тена – ещё одного чуткого знатока людских душ. Пользуясь предельно лаконичными и доступными средствами, автор регулярно обращается к мифическим сюжетам. Облачившись в шутовские балахоны, его герои пришли сюда с единственной целью: радоваться самим и радовать других. Даже тогда, когда это чрезвычайно трудно. К показательным примерам относятся такие холсты, как «Трубач» (Х.М. 60 х 50), «Бубенчики» (Х.М. 55 х 65), а также «Трио» (Рис. 4) и «Ангел» (Рис. 5). В отличии от задорных котов и бродячих артистов, образ божественного заступника особенно интересен. Он не развлекает толпу и не играет на музыкальных инструментах, но всегда снисходителен к подопечным и безжалостен к их обидчикам. Одного взгляда в глаза пикирующему херувиму достаточно, чтобы вспомнилось послание Иеремии (1:6): «Ибо ангел мой с вами, и он защитник душ ваших» [5].
Александра Имедеева по праву можно считать наиболее неожиданным членом «Доброго квартета». И в российском, и в международном культурном дискурсе он известен преимущественно как пейзажист. В то же время, помимо левитановских утёсов и рериховских перевалов его творчество богато работами принципиально иного толка. Например, «Я подарю тебе звезду» (Х.М. 60 х 50) и «Маленькая принцесса» (Рис. 6). Явный крен в сторону сказочных мотивов виден благодаря округлым формам, за счёт чего фигуры смотрятся намного мягче и невиннее. Как показывает практика, даже среди первозданной природы найдётся место для неиссякаемого душевного тепла.
Тщательно рассматривая художников «Планеты добряков», всякий раз невольно задумываешься о неразрывной связи между этикой и эстетикой. В самом ли деле проекции забавных протагонистов способны восстановить веру в нравственность и общечеловеческие ценности? Начиная с античных времён продолжаются споры о влиянии искусства на наше мировоззрение (Мимесис). В эру постмодерна мы можем согласиться, что «художество имитирует жизнь лишь тогда, когда мы наделяем его соответствующими смыслами; в противном случае оно само является неотъемлемой частью бытия моделей и знаков» [6]. Подражать или вдохновлять – вот в чём вопрос. Исходя из господствующего консенсуса, «эволюция культурная является следствием эволюции общественной» [7]. Но что, если всё наоборот? Что, если работы «Планеты добряков» зачинают в наших сердцах и умах принципиально новое понимание вселенной и самих себя? Вопреки словам мэтра, мысль об «отблеске искусства на реальность» [8] отнюдь не является безосновательной. Таким образом, творения Бориса Иванова, Виталия Ниточкина, Андрея Тена и Александра Имедеева – нечто большее, чем просто напоминание о хрупком благе. С тревогой глядя в приближающееся тысячелетие, Джон Леннон однажды просил дать миру шанс. Кажется, именно этим четыре гения занимались раньше, занимались сейчас и будут заниматься ещё долгие годы.

Литература:
1.    Нойманн, Э. Происхождение и развитие сознания / Э. Нойманн. — М : Наука, 1998. —  С. 30. [электронный ресурс] (дата обращения: 19.12.2023) // URL: https://s.siteapi.org/2cd07656e85af28.ru/docs/783bc37c68230800a0e2347fb3d062ab7bf8f341.pdf
2.    Райгородский, Л. Д. Незаметные герои картин Питера Брейгеля / Л. Д. Райгородский. — Текст : непосредственный // Вестник СПбГУ. — 2015. — № 15 (2). — С. 161. [электронный ресурс] (дата обращения: 19.12.2023) // URL: https://artsjournal.spbu.ru/article/view/2355
3.    Львов, С. Е. Питер Брейгель Старший. / С. Е. Львов. — М. : Терра, 1998. —  С. 43. [электронный ресурс] (дата обращения: 19.12.2023) // URL: https://vk.com/doc6764297_489436728?hash=N017FLyzNoFJWX4zPyRbC1GKODQek7AKZCiwm1RejV8&dl=BOVTHy1oczdgq2JHPJdjblOHL6aZnTlVtXm3tfYXPJk
4.    Хаген, Розмари. Питер Брейгель Старший: крестьяне, дураки и демоны / Розмари Хаген, Райнер Хаген. — Берлин : Taschen, 2002. —  С. 80. [электронный ресурс] (дата обращения: 19.12.2023) // URL: https://vk.com/doc6764297_489436793?hash=f1QUodqiCGE4gHWE0DpZ8z4X85ZiYPXZDF4ZFa1tpkw&dl=pe21zOTrJkKzIp4Xyqgn9PvyFN4AS62nZxh2qy3Jhqc
5.    Библия. Ветхий завет. Синодальный перевод. 2023. C. 1436. [электронный ресурс] (дата обращения: 19.12.2023) // URL: https://lib.pravmir.ru/data/files/Bible.pdf
6.    Гадамер, Г. Искусство и подражание: актуальность прекрасного / Г. Гадамер. — М : Искусство, 1991. — С. 228-241. [электронный ресурс] (дата обращения: 19.12.2023) // URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000194/index.shtml
7.    Ауэрбах, Э. Мимесис / Э. Ауэрбах. — М : Прогресс, 1976. —  С. 10. [электронный ресурс] (дата обращения: 19.12.2023) // URL: https://vk.com/doc154892905_438034192?hash=FrXn5cENo5n8PIdHHBqwSBeUUNZJfNwghz2xVqYI7og&dl=mB6JelARkUn9KfPOqQWuDB7Zl6BKQlgLuC4GeE3d0zX
8.    Адорно, Т. Эстетическая теория / Т. Адорно. — М : Республика, 2001. — С. 5. [электронный ресурс] (дата обращения: 19.12.2023) // URL: https://staff.tiiame.uz/storage/users/425/books/zY4eAD1IGYf8klzewA8yDI97Vyesz52nWEh7wlCr.pdf


ИСКУССТВОВЕД И ЭКСПЕРТ МК РФ ПО КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ ДИАНА САЛАЦКАЯ


Узнать более подробно о ярмарке вы можете на сайте: https://artmir.yarmarka.ru/

Посмотреть участие арт галереи "Диас" в ярмарке искусств "Арт Мир 2023", вы можете в каталоге: https://artmir.yarmarka.ru/img/katalog2023.pdf



По всем вопросам можете обращаться по телефону:
8 (914) 899 1088, 8(3952) 55-45-95

https://artdias.ru/
https://vk.com/artgallery_dias
https://www.facebook.com/ArtGalleryDias
https://www.instagram.com/dias_gallery  
e-mail: art-dias@mail.ru