Научная статья искусствоведа и эксперта МК РФ по культурным ценностям Дианы Салацкой, о творчестве Сибирской художнице Регине Присяжниковой

РЕГИНА ПРИСЯЖНИКОВА: КАК СИБИРСКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ ВЛИЯЕТ НА СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО РОССИИ И ЕГО МЕСТО В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ?
Аннотация:
Творчество Регины Геннадьевны Присяжниковой широко известно в кругах не только жителей Иркутска и других сибирских городов, но также среди многих культурологов, искусствоведов и просто неравнодушных зрителей как России, так и других государств мира: за свою продолжительную карьеру иркутская художница отлично зарекомендовала себя и как педагог, и как яркая представительница собственного направления: сибирского импрессионизма.
Ключевые слова: Регина Геннадьевна Присяжникова, Сибирь, Иркутск, Импрессионизм, Живопись, Искусство
Мировая культура знает немало случаев, когда художникам удаётся переосмыслить крупнейшие течения изобразительного искусства, а затем с неожиданных ракурсов воспроизвести полученный опыт в иных контекстах и тем самым положить начало новым трендам, частично построенным на достижениях предыдущих эпох и носящим отголоски более ранних стилей.
Примечательным примером данного феномена в отечественных реалиях является фигура Регины Геннадьевны Присяжниковой, чьё творчество небезосновательно считается важной вехой в истории Сибири и динамично развивается на протяжении уже нескольких десятилетий. Вся жизнь художницы неразрывно связана с Иркутском и Прибайкальем: здесь она родилась 30 мая 1973 года и в период с 1988 по 1992 годы обучалась в Иркутском художественном училище; после присвоения квалификации «художник-педагог» Ирина Геннадьевна Присяжникова в 1994-2000 годах получила второе образование в Уральском государственном университете, значительно углубив знания в области искусствоведения, а также истории и теории культуры [1].
С 2007 года выдающаяся сибирская художница числится в рядах Союза художников России, а с 2009 года заведует учебной частью в Детской художественной школе №3 города Иркутска [2]. Необходимо отметить, что дети всегда были неотъемлемой частью жизни Регины Геннадьевны Присяжниковой, поскольку в процессе преподавания она с большим энтузиазмом обучала молодое поколение самым разным техникам и стилям, приобщая иркутян к возвышенным и прекрасным темам (одна из наиболее масштабных выставок её учеников состоялась весной 2017 года). В своих многочисленных работах талантливая преподавательница обращается одновременно и к обыденным сюжетам (например, улицам родного Иркутска), и к экзотическим сценам (городские ландшафты Европы или природа Ближнего и Дальнего Востока).
Профессиональные заслуги иркутской художницы широко признаны не только на региональном (регулярные персональные выставки в иркутской арт-галерее «DiaS»; многочисленные выставки в Новосибирске и Красноярске), но также государственном (Всероссийская художественная выставка в Москве) и международном уровне (активное участие в международных выставках Китая, Кореи и Монголии, а также на международных пленэрах в Польше и Чехии).
Созданные Региной Геннадьевной Присяжниковой полотна носят отпечаток западноевропейского искусства второй половины XIX столетия, обладая рядом общих черт с трудами великих импрессионистов и постимпрессионистов Belle Époque. Например, «Вечерний костёл» (2013 год, рис. 1) недвусмысленно напоминает серию картин Клода Моне, посвящённую расположенному в Нормандии Руанскому собору и созданную в период с 1892 по 1895 годы. Аналогичным образом прослеживается сходство картины «За окном дождь» (2018 год, рис. 2) с холстом «Бульвар Монмартр в Париже», написанным Камилем Писарро в 1897 году и изображающим улицы французской столицы после монументальной реконструкции Жоржа Эжена Османа.
Впрочем, с большой уверенностью можно заявить, что творчество Регины Геннадьевны Присяжниковой берёт за основу не только европейские традиции, но также неповторимый азиатский колорит. Красноречивым тому подтверждением являются такие работы, как «Ангкор-Ват» (2017 год, рис. 3), «Палестинские женщины» (2010 год, рис. 4) и особенно «Дорога к Эвересту» (2021 год, рис. 5). На последней из перечисленных картин гармоничным эхом одновременно отзываются и забайкальские, и алтайские, и бурятские, и якутские мотивы, воплощённые в величественной атмосфере живописных гор и загадочных буддистских ступ, иначе именуемых субурганами и имеющих сакральное значение для подавляющего большинства цивилизаций Востока.
Кроме того, есть в работах иркутской художницы и нечто такое, что понятно исключительно людям, родившимся на территории постсоветского пространства. В качестве доказательства наличия отечественных ценностей и традиций в творчестве Регины Геннадьевны Присяжниковой выступает картина «Новогоднее настроение» (2019 год, рис. 6), запечатлевшая типичную русскую избу. На переднем плане невооружённым глазом можно заметить печи и валенки – главные атрибуты суровой сибирской жизни. В то же время композиция буквально излучает тепло за счёт своей камерности и особого освещения. Глубочайший душевный отклик вызывают нарядная ёлка и стол, ставшие для многих поколений подлинными символами единения с семьёй и праздничных надежд на счастливое будущее. Наконец, нельзя не отметить изображённый в углу телевизор, транслирующий церемониальное обращение президента из кремлёвской резиденции – ещё один российский обычай, который с детства знаком каждому вне зависимости от места жительства, национальности, вероисповедания, уровня доходов, политических взглядов и личных вкусов.
Другими примерами сибирских реалий в работах Регины Геннадьевны Присяжниковой являются попавшая в эпицентр внимания СМИ «Генеральная уборка» (2019 год) [3], а также «Ветер Ольхона» (2020), «Иркутская зима» (2013) и «Вечер в Иркутске» (2020) [4]. Осознавая всю ценность данного творчества, руководство Иркутска и других сибирских городов регулярно привлекает Регину Геннадьевну Присяжникову к участию в выставках, ориентированных на продвижение местных природных и антропогенных достопримечательностей, а также их увековечивании в красочных полотнах (например, Межрегиональная художественная выставка «Сибирь XII» 2018 года [5] или украшение монументальными фресками дома №27 на улице Российской в 2020 году [6]).
Основополагающее значение в контексте передачи иллюстрируемых образов в обширном творчестве Регины Геннадьевны Присяжниковой играет импрессионистский метод, во многом построенный на ярких, энергичных и по-своему экспрессивных мазках. Богатая цветовая гамма позволяет наиболее полно выразить всю красоту окружающего мира, а также заострить внимание зрителей на не самых очевидных деталях, будь то огни ночного города («Карла Маркса», «Тихо и тепло»), отражения на сыром асфальте («Переулок Черемховский», «Перекрёсток», «Дождливый день»), величие бескрайних сибирских просторов («Ольхон», «На Ольхоне», «Вечер на Ольхоне») и, наконец, затейливая игра солнечных лучшей в небе над родными улицами («Осень в Иркутске» и «На закате», «На Горького»). Одинаково комфортно автор чувствует себя при работе с самыми разными темами: Родина и зарубежье, город и деревня, праздник и обыденность. Внимательно изучая живописные полотна Регины Геннадьевны Присяжниковой, невозможно не задуматься о том, насколько удивительным может быть буквально каждый момент человеческой жизни. Спешно двигаясь в русле трудовых будней, многие россияне невольно забывают ценить эфемерную реальность. Перечисленные выше картины предлагают совершенно иной подход к созерцанию бытия, ибо всякое облако и дерево уже априори является шедевром.
Невозможно переоценить значительный вклад Регины Геннадьевны Присяжниковой в репрезентацию и популяризацию российского искусства на мировой арене. Будучи весьма примечательным феноменом, её работы вне всяких сомнений могут трактоваться искусствоведами как возрождение вековых традиций, смелое переосмысление формы и содержания, а также умелое применение цвета и мазков в виде не только промежуточного средства, но и вполне самостоятельной цели. Многочисленные полотна иркутской художницы насквозь пропитаны собственной эстетикой искренности и естественности, которые формируются посредством бережной передачи света и воздуха, граней и поверхностей, пространства и времени. Приятным дополнением к фактурным холстам является местный сибирский дух, воспевающий красоту не хрестоматийных городов и коммун вроде Арля, Живерни или Овер-сюр-Уаз, но окрестностей Иркутска и других городов Сибири. Всё это необходимо ценить и продвигать среди населения для воспитания устойчивой тяги к прекрасному.  

ИСКУССТВОВЕД И ЭКСПЕРТ МК РФ ПО КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ ДИАНА САЛАЦКАЯ

Список источников и литературы
1.    Иркутское Региональное Отделение Всероссийской Творческой Общественной Организации «Союз Художников России» (ИРО ВТОО СХ России). Присяжникова Регина: живопись. 2023. [электронный ресурс] (дата обращения: 02.07.2023) // URL: https://www.pribaikal.ru/cx-irkutsk-images/gallery/0/199.html
2.    Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа №3» города Иркутска. Педагогический состав. 2023. [электронный ресурс] (дата обращения: 02.07.2023) // URL: http://irk-2schoolart-3.ru/rukovodstvo.html
3.    Общественно-политическая газета «Областная». Выпуск от 13 ноября 2019 года: «Генеральная уборка» от Регины Присяжниковой. 2019. [электронный ресурс] (дата обращения: 02.07.2023) // URL: https://www.ogirk.ru/2019/11/13/generalnaja-uborka-ot-reginy-prisjazhnikovoj/
4.    Галерея Виктора Бронштейна. Присяжникова Регина: работы автора. 2023. [электронный ресурс] (дата обращения: 02.07.2023) // URL: https://www.vbgallery.ru/kollekciya/author/prisyazhnikova/
5.    Галыгина, О. М. Межрегиональная художественная выставка "Сибирь XII": альбом-каталог / О. М. Галыгина, В. Ф. Чирков. — 1-е изд. — Новокузнецк : , 2018. — 400 c.
6.    «Хроника социально-культурной и общественно-политической жизни г. Иркутска» / сост. А. В. Пашнина, отв. редактор В. И. Кузнецова. — Иркутск, 2020. — 35 с.



Картины на фото:
1. Присяжникова Регина, "29 апреля", 2011, х.м., 90х75
2. Присяжникова Регина "Новогодний автопортрет", 2023, х.м., 100х80